75-летию Валерия Гаврилина

17 августа 2014 года исполнилось бы 75 лет выдающемуся российскому композитору, лауреату Государственных премий, Народному артисту России Валерию Гаврилину.

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» – эти слова В. Гаврилина сейчас кажутся напрасной тревогой: его музыку любят, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его «Русской тетради», «Перезвонов», балета «Анюта» – подтверждение тому. Секрет этого успеха – не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке – доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. И еще – Гаврилин в высшей степени был наделен редким, горьким и святым даром истинного художника – способностью чувствовать чужую боль, как свою...

Имя Валерия Гаврилина отзовётся теплым щемящим чувством тоски по идеалу в сердце каждого, кто услышит его музыку. Эстетика музыки Гаврилина близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова. Мелодика его произведений наполнена народными мотивами. Его музыка всегда несет добро и свет, о чем сам композитор сказал так: «Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

Еще в 1965 г. после исполнения только что написанного первого зрелого сочинения В. Гаврилина «Русская тетрадь» всякий раз за кулисы к нему приходили две-три заплаканные женщины, и каждая, дождавшись своего часа, торопилась рассказать собственную жизнь: «Услышав вашу музыку, я почувствовала, что только вы сможете понять мою душу и помочь». Молодого композитора в ту пору назвали «музыкальным Есениным». В 1967 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки за вокальный цикл «Русская тетрадь», став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.

Дирижер Владимир Федосеев сознавался: «Музыку Гаврилина играть трудно, потому что она очень проста, но эту простоту в наши дни выразить нелегко, поскольку мы её во многом утратили. Мы всегда ищем какие-то изощрения, стараемся помочь музыке эффектами – а гаврилинская музыка в этом не нуждается, она сразу находит отклик в душе каждого человека. Все композиторы, подобно ему, должны писать не для элиты, а просто для людей, которые понимают музыку сердцем… В вершинном его творении – хоровой симфонии «Перезвоны» – есть все для русского ума и сердца, только умей слушать…».

Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его невероятный успех в амплуа балетного композитора. Телебалет «Анюта» (режиссёр А. Белинский) с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 г. балет «Анюта» был поставлен в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в Большом театре. «Чехов – мой любимый писатель, – отмечал В. Гаврилин. – Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости – всё это мне хотелось отразить в музыке».

Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина – культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм – душа его музыки.

«Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины – драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. ... Это – подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада, и – самое главное – современного мироощущения, рождённого здесь, на наших просторах». Эти слова принадлежат Георгию Свиридову.

Творческое кредо композитора: «Говорить со слушателем понятным для него языком». Он легко преодолевал пропасть, существующую ныне между музыкой эстрадной, бытовой и серьезной, академической. Гаврилин создал эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что камерные и даже оперные певцы охотно исполняют их. Классикой жанра стали песни «Любовь останется», «Сшей мне белое платье, мама» (из кинофильма «В день свадьбы»), «Черёмуха», «Я не знаю» (к спектаклю «С любимыми не расставайтесь»), очаровательная «Шутка».

Людмила Сенчина

1978 г. Авторский концерт в БКЗ «Октябрьский». Э. Хиль, В. Гаврилин, Л. Сенчина.

В репертуаре Людмилы Сенчиной песни Валерия Гаврилина всегда занимали особое место. «Черёмуха», «Я не знаю», «Город спит», «Шутка» и др. полюбились слушателям именно в исполнении Людмилы Сенчиной.

Творческое наследие композитора-гения огромно и до сих пор ещё недостаточно оценено современниками. Большая заслуга в сохранении творческого наследия композитора принадлежит его вдове Наталии Евгеньевне Гаврилиной.

«Высокое искусство выключено из жизни нашего общества, – читаем мы в дневнике Валерия Гаврилина, – для него нет добрых слов от Родины: стали цениться только слова, сказанные на другом языке… Откуда могут брать они любовь к Родине и сострадание к ней?». Но ему помогает его жизненная позиция: «Если художник тянется к свету, – время его не согнет, – записал Гаврилин, – даже на крутых откосах деревья вырастают прямо».

Имя Валерия Гаврилина присвоено Вологодской областной государственной филармонии (Вологда – родина композитора), Детской школе искусств Приморского района Санкт-Петербурга. Его именем названа Малая планета № 7369.

Одним из главных событий юбилейного 2014 года – года 75-летия Валерия Гаврилина станет проведение с 1 октября по 2 декабря в Вологде VI Международного Гаврилинского фестиваля. На самом масштабном культурном событии осени соберутся именитые музыканты и исполнители России, примут участие гости из Испании и Италии.